• Не пропустите следующую статью

    Введите внизу ваше имя и электронную почту и я буду уведомлять вас о новостях

Кто создал синдром потребителя и другие сказки о ВВП

Культура потребления – откуда она пришла и почему из года в год все больше людей посвящают смысл своей жизни потреблению? Почему новое поколение, вырастает с явной зависимостью к вещам и предпочитает поход в торговый центр, походу на природу?

Многие винят в создании культуры потребления, рекламодателей и производителей разных аксессуаров, модных гаджетов и дорогущей одежды которую никто никогда бы не купил, если бы на ней не красовался какой ни будь значок брэнда.

Другие обвиняют телевидение, которое в открытую рекламирует потребительский стиль жизни и преподносит его современному обывателю, как норму жизни, к которой все должны стремится.

Но так ли это на самом деле? Действительно ли производители, рекламодатели и телевидение создают эту культуру?

 

Как бы парадоксально это не звучало, начало этой культуры следует искать у современных экономистов и правящей верхушки. Именно правительство с подачи современных экономистов создает все условия и поощряет любые действия, которые поддерживают и поощряют потребительскую культуру. Как? Давайте разбираться.

 

 С чего все началось?

Много лет назад, после финансового кризиса 1929 года и последующей депрессии, Лорд Кейнс, придумал [1]новую экономику. В новой экономике, главное место предоставлялось потребителю. Логика была очень простая – если потребитель тратит деньги, значит он создает рабочие места, которые создают зарплаты, которые тратятся на потребление.

Теория занятости Кейнса вкратце

Теория занятости Кейнса вкратце

Его теория звучит очень убедительно. Более того, он осознал, что этот круг не может сам себя поддерживать, так, как есть еще и средства производства, налоги, отчисления на сбережения и т.д. которые не позволяют тратить все доходы на потребление.

К примеру, для того чтобы добыть еще нефти, необходимо потратить деньги на разведку ресурсов и на построение платформы и т.д. Эти деньги создадут рабочие места, но не увеличат количество потребительских благ, что приведет к удорожанию потребительских благ, так как предложение снизится, а спрос останется прежним.
Удорожание потребительских благ, приведет к снижению потребления, что приведет к снижению количества рабочих мест, что приведет к уменьшению потребления еще больше. Именно поэтому во всей теории Кейнса, капитальные блага изначально даны и само-обновляемые, но это отдельная история.

Самое важное, это то что проблему снижения потребления надо было решать и Кейнс придумал отличный выход! Во-первых он объявил тех кто экономит и сберегает, врагами экономики. А во вторых он нашел отличный источник денег, чтобы потребление не снижалось — ДОЛГИ!

Именно так! Он уверил всех, что потребительский кредит и есть двигатель прогресса. Но даже здесь, осознавая ущербность такого подхода, он нашел выход.

Кейнс, отлично понимал, что не бывает вечного кредита и что в какой-то момент деньги кончаться и кредит больше не из чего будет давать, так как все друг другу будут должны (что и происходит сегодня).  Ведь невозможно всю жизнь жить в долг, в какой то момент, возврат по долгу превысит доходы. Как Кейнс решил эту проблему? Очень просто – если денег не хватает – их можно просто напечатать а потом создать еще денег из ничего с помощью частичного резерва. Гениально!

Что мы имеет в итоге? Культуру потребления, за счет долгов, которая подпитывается придуманными деньгами. Кейнс был уверен, что так обеспечивается рост экономики. И для того чтобы доказать, что он прав, он придумал отличный показатель – ВВП (Валовой внутренний продукт), который измеряется расходами или доходами населения. Причем для ввп, абсолютно не важно на что потрачены деньги, на станок, который увеличит производительность труда или на плазменный телевизор с диагональю 100 дюймов. И тем более не важно откуда пришли деньги, от сбережений или долгов (Кейнс считал что сбережения за счет долгов, это тоже сбережения).

Позднее правда, другой экономист показал, что не все так гладко как Кейнс хотел представить. Милтон Фридман, показал, что активное печатание денег влечет за собой инфляцию. Он, как и Кейнс конечно проигнорировал тот факт, что, помимо инфляции, печатание денег создает еще и кризисы и поэтому, порекомендовал … Печатание денег в умеренных количествах.

С тех пор, правительство большинства стран поощряют потребительскую культуру, а центральные банки управляют печатанием денег для долгов. Более того, правительство, первое кто занимается расточительством и обманом населения. Конечно делается это все с благими намерениями и без злого умысла.

Но все дело в том, что тот, кто первый получает напечатанные деньги, имеет преимущество перед остальными. Дело в том, что покупательная способность денег снижается, так как цены растут. И те, кто получил новые напечатанные деньги до подорожания, покупает де факто товары и услуги по более низким ценам.Единственный кто выигрывает в таких случаях, это должники и правительство лидирует среди всех должников. Инфляция с каждой ново напечатанной купюрой, съедает ценность долгов.
Зато те у кого сбережения, страдают от такой политики, так как их деньги обесцениваются. Таким образом, сберегать становится не выгодно, а брать в долг выгодно.

 

Что происходит у потребителя?

У бедного потребителя нет иного выхода как потреблять. Инфляция превращает сбережения в невыгодное мероприятие. Потребитель спешит потратить деньги прежде чем они обесценятся. И вот тут и вступают в игру производители, рекламщики и телевидение.

Производители и рекламщики, прекрасно понимают, что у потребителя цель потратить деньги. Каждый производитель хочет, чтобы эти деньги были потрачены именно на его товары и поэтому всячески пытается угодить потребителю. Телевидение помогает убедить потребителя что он все делает правильно и что так делают все.

В конце концов, на телевидении понимают, что чтобы рейтинг был высокий, необходимо рассказывать потребителю что-то что он делает нормально и правильно. А рекламщики? Они просто делают свою работу – помогают производителям убедить потребителей в необходимости покупки.

Так создается потребительская культура. И все бы ничего, если бы жизнь в долгах не приводила к печальным последствиям. Но об этом никто не задумывается, когда идет в торговый центр.

 

Потребительский долг – дорога к рабству!

Есть большая разница между потребительским долгом и долгом на вложение. Если долг на вложение в конечном итоге улучшает ваше финансовое положение [2]и позволяет вам улучшить уровень жизни, то потребительский долг, напротив.

Потребительский долг не создает дополнительного дохода и не снижает расходов. Все что он делает и позволяет потребителю удовлетворить желания. Но важно понять, что каждый потребительский долг в конечном итоге необходимо возвращать. А так как выплаты по кредиту снижают эффективный доход [3], потребитель снижает уровень жизни.

Но самая большая опасность кроется в том, что, беря взаймы потребитель рассчитывает на доход в будущем и не берет в расчет возможность потери дохода по тем или иным причинам.
В конечном итоге, потребительская культура создает новый вид счастья, о котором я писал здесь.

 

[1] Почему придумал? Да потому что он проигнорировал все что знали на тот момент об экономической науке, просто потому что не умел читать на немецком. Для него было намного проще изобрести колесо заново, сделать его квадратным и показать, что оно тоже может ездить.

[2] К примеру правительство получая первым напечатанные деньги, не тратит его на погашение долгов, а субсидирует слабые слои населения.

[3] Вместо чистого дохода, потребитель получает доход минус возврат по долгам

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.


Будьте со мной на связи через Фэйсбук! Ставьте лайк странице и подписывайтесь на обновления!
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

  • НЕ ПРОПУСТИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ СТАТЬЮ

    Введите внизу ваше имя и электронную почту и я буду уведомлять вас о новостях