Алекс Соркин

Финансовое образование в живую

Мероприятия по повышению финансовой грамотности

Финансовое образование детей или родителей?

Последнее время я довольно часто слышу словосочетание «финансовое образование». Многие эксперты употребляют это название в разных контекстах. Причем толком никто не знает, что это за зверь и с чем его едят.

Одни люди уверены, что финансовое образование связанно с работой с банками. Другие с потребительством. Третьи с управлением семейным бюджетом. А четвертые с инвестированием. Самое интересное, что бережливость редко упоминается как тема финансового образования, хотя и является главой всего. Тем не менее, основная часть «финансового образования» подается как информация. Получив эту информацию можно начать новую жизнь. Не правда ли? Отнюдь.

Неужели информация может подтолкнуть к изменениям в жизни? В большинстве случаев даже если информация будет практической (не только что делать, но и как делать), она скорее всего так и останется информацией и вот почему.



Информация – знания – навыки и еще кое-что

Один мой преподаватель как-то сказал довольно умную вещь.  Он разделил информацию на три ступени: просто информация, знания и навыки. Чтобы понять, как это работает, представьте, что 20 человек пришли на семинар. На семинаре рассказывают, как удешевить страховки. Из всей группы, 15 человек забудут все что слышали на семинаре уже через месяц. Еще четверо запомнят часть информации и будут о ней рассказывать другим.  И только один человек в лучшем случае применит это на практике и удешевит свои страховки. Этот один и есть тот, кто теперь финансово образован.

Те, кто забыли, просто будут помнить, что были на семинаре. Они будут думать, что в принципе должны знать, как себя вести в случае страхования и управления страховками. Те, кто рассказывают другим, в принципе знают, что нужно делать. Но они не имеют практического опыта, а посему финансово не образованы. И лишь тот, кто применяет на практике имеет финансовые навыки и финансово образован.

Но даже навыки — это не предел. Финансового образованный человек может не применять свой опыт на практике. Ведь дело не только в навыках, но и в привычках. Даже человек имеющий опыт обращения или знания, не обязательно привык ими пользоваться. К примеру человек, имеющий навык переговоров о цене, не обязательно будет применять этот навык на практике. Ведь он может не иметь привычки делать это на регулярной основе. А человек имеющий навык бережливости, может позволить себе перестать им пользоваться под влиянием тех или иных факторов.

Мы рабы наших привычек! В конечном итоге только те кто имеет привычки использования финансовых навыков, будет довольствоваться результатами. Наша жизнь полна действий, которые делаются просто по инерции, источник которой наши привычки. А все мы по натуре ленивые и будем применять усилия только если есть большая проблема или если есть привычка, которая принуждает нас к действию.



Как получить финансовое образование и от кого?

Так как же получить финансовое образование? На самом деле не так просто. Необходимо получить знания, опыт и выработать привычки. Самый лучший вариант — это когда эти привычки прививаются с детства вместе с воспитанием который включает в себя личный пример и подражание. Конечно я говорю о подражании родителям, влияние которых особенно в раннем детстве безгранично!

Причем если родители финансово безграмотны, они подают не очень хороший пример своим детям. Соответственно детям прививаются привычки потребительства вместо бережливости, перекидывания ответственности вместо переговоров и навыки управления долгами вместо навыков инвестиций.

Такие родители не говорят со своими детьми о деньгах. Они боятся, что деньги испортят их детей. Они считают, что деньги — это грязь. Для них  финансовая независимость кажется невозможной. Тому же они учат и своих детей. Причем оправдания этому у всех родителей похожи. Это перекидывание ответственности за свое благополучие на правительство, работодателей или проклятых капиталистов, которые не позволяют им встать на ноги.

Эти родители с удовольствием перекладывают обязанность за финансовое образование своих детей на плечи государства или системы образования. Они сожалеют что в детстве не получили финансового образования, но не понимают, что система образования просто не в состоянии это сделать вместо них.

Ведь обычно мы приобретаем навыки ориентируясь на внешний пример каким для нас в большинстве случаев бывают родители или друзья. Когда речь идет о младшем возрасте, влияние родителей безгранично. Дети наблюдают за поведением родителей и повторяют их поведение. Если родители финансово безграмотны, то достаточно большой шанс что дети будут тоже финансово безграмотны. Разве что эту ошибку исправят друзья в будущем. Но шансы на это не так велики, потому как обычно мы притягиваемся к тем, кто похож на нас.



Что делать и как быть?

Финансовое образование начинается не с получения информации, а с осознания проблемы которая влечет за собой готовность что-то изменить в жизни и поступить не так как раньше. В этом случае финансово неграмотный человек должен решить для себя что готов стать тем, кем никогда не был.

Как только человек изменит себя, ему не придется обучать своих детей, потому как у них будет прекрасный пример перед глазами. Родитель сможет, не боясь говорить со своими детьми о деньгах с позиции человека, который понимает, о чем говорит.

Больше не будет необходимости требовать от других о тебе позаботится и ждать пока правительство решит проблему финансового образования ваших детей. Все это возможно – главное начать с себя!


Будьте со мной на связи через Фэйсбук! Ставьте лайк странице и подписывайтесь на обновления!

Добавить комментарий

%d такие блоггеры, как:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: