Меню Закрыть

Доходность бизнеса — сколько можно заработать?

Доходность бизнеса

Когда человек открывает свое дело, его обычно интересует сколько на нем можно заработать (доходность). Вычислить это почти невозможно. Но несмотря на это, вычисления все же делают. Обычно вычисления производятся «приблизительные» основанные на доступных данных. Даже если они не презентабельны (не отражают реальность).

Например, берут некий воображаемый средний чек на клиента. Отнимают от него «известные» затраты и получают «приблизительную» доходность. Такой не хитрый подсчет очень редко имеет общее с действительностью. Но за неимением других инструментов, многие предприниматели не пренебрегают даже таким подходом. Как говорится, на безрыбье и рак рыба.

На деле же, редко кто видит этот средний чек, эти расходы, это количество клиентов и эту доходность. Месяц за месяцем доход вообще может быть отрицательным. И никакого среднего чека может так никогда и не случится.

Вот тут и кроется одна из «роковых» ошибок финансового плана. Любое, даже небольшое отклонение от прогноза, чревато превращением супер рентабельного бизнеса на бумаге, в супер провальный бизнес в действительности.

Но как можно на самом деле узнать доходность того или иного бизнеса? Об этом, и поговорит эта статья.

Что такое вообще доходность бизнеса?

Бизнес по сути своей считается активом. А грубый расчет доходности любого актива равен чистой годовой доходности, поделенной на капитализацию актива. Капитализация актива это, сколько стоит сам актив. А чистая доходность, это столько, сколько заработал бизнес за год после вычета расходов.

Допустим, вы вложили в бизнес 50,000. За год, ваш бизнес заработал 150,000 и вы можете его продать за 10,000. В таком случае, доходность бизнеса равна 10% — (150000-50000)/10000. Если же за год вы потеряли 100,000 и ваш бизнес никто не захочет купить, ваша доходность равна (-100%.).

Если все так, то как же можно узнать наперед сколько будет стоить бизнес и сколько он заработает за год? Ответ на этот вопрос есть. Но он зависит от процентной ставки и от степени риска бизнеса. Давайте разбираться.

Процентная ставка и риск

Процентная ставка, это процент, который обычно устанавливает Центральный банк. Исходя из этого процента, банки устанавливают процент на кредиты и срочные депозиты. Доходность рентабельного бизнеса обычно будет отталкиваться от доходности «без рисковых» активов которыми в каждой отдельной стране считаются гос облигации.

Гос облигации в свою очередь взаимосвязаны с процентной ставкой по ссудам в стране и с учетной ставкой ЦБ.

Наряду с «без рисковой» доходностью, существует еще один показатель «Избыточная доходность» который показывает средний процент дохода по акциям лучших компаний страны.

Вот от этих двух доходностей (без рисковая и избыточная) и прыгает все остальное, в том числе и ваш бизнес. Причем здесь существует еще одна закономерность. А именно риск обычно прямо пропорционален доходности. То есть, чем выше риск что бизнес будет не рентабельным, тем ниже у него может быть доходность.

Объяснение этому довольно простое. Доходность актива обычно состоит из «без убыточной» доходности + премия за риск. Поэтому «Избыточная доходность» обычно выше чем доходность облигаций, потому что содержит в себе премию за риск.

Но это правило работает только если есть рынок. К примеру если вы открыли бизнес по продаже фонариков на солнечных батарейках, риск быть нерентабельным очень велик. Но лишь потому что у такого бизнеса просто нет рынка.

Чтобы было более понятно, давайте возьмем за пример самое рискованное вложение — лотерея. У лотереи низкая точка входа (билет стоит дешево), неимоверно высокая доходность (выигрыш по отношению к стоимости билета) и неимоверно высокий риск нерентабельности. Вероятность что вы потеряете все что вложили стремится к 100%. Поэтому самый вероятная доходность это -100% (стоимость билета).

И все же можно ли спрогнозировать доходность?

Да можно, но не точно и только в определенных случаях. Существуют разные варианты прогнозирования доходности.

Так например если вы покупаете франшизу, то прошлая приблизительная доходность может быть известна. Но даже в случае с франшизой никто не обещает, что та доходность которая была в одном месте, в одно время будет и у вас в другом месте и в другое время. И все же, такая информация может дать понимание на какой доход можно рассчитывать в случае если бизнес окажется рентабельным.

Другой пример, недвижимость как разновидность бизнеса, будь то экзит или рента.

Вместе с этим, существуют и другие способы прогнозирования доходности. Один из способов, это проверка широты ниши. Если ниша широкая (много клиентов) и в ней много конкурентов, можно сделать некое исследование и прийти к доходности на которую вы сможете рассчитывать, если у вас все получится. Но это отдельная тема сама по себе.

Более подробнее о нише, я писал здесь.

Стартапы

Что такое стартапы? По сути, это очень рискованный бизнес который заходит в новую нишу в которой не обязательно будут клиенты и конкуренты. Кстати, вообще наличие конкурентов, может быть свидетельством о широте ниши. Соответственно риск у стартапа намного выше чем у той же франшизы или бизнеса в широкой нише.

Именно поэтому, в случае стартапов, речь идет о некой лотерее. Если вы угадали с нишей или сумели ее расширить, доходность может быть очень высокой. Но если не угадали (что более вероятно), доходность скорее всего будет отрицательной.

Выводы

Никто и никогда не сможет высчитать доходность бизнеса наперед. Даже прошлая доходность ни в коем случае не гарантирует будущую. Тем не менее, когда известна прошлая доходность (как например в случае с франшизой), можно опираясь на нее спланировать будущую.

Тем не менее важно запомнить главное правило доходности. А именно отношение между доходностью и риском. Чем больше шансов что у вас получится тем больше таких же как вы будет в нише (конкурентов) и тем ниже будет доходность.

Это правило не обязательно работает и обратно. С одной стороны чем выше риск что у вас не получится, тем меньше будет конкурентов в нише. Но это не значит что выше будет и доходность. Ведь ниша может оказаться абсолютно мертвой (без клиентов).

Для ориентира при планировании, вы можете отталкиваться от «избыточной доходности» лучших компаний страны и без рисковой доходности по облигациям, который в свою очередь зависят от процентной ставки.

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Будьте со мной на связи через Фэйсбук! Ставьте лайк странице и подписывайтесь на обновления!
Опубликовано вБизнес

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: