Когда то не было ограничения в 75%. Но банки все равно не давали более 75% ипотеки по одной простой причине — они боялись что залоговое имущество потеряет стоимость.
Другими словами, если банк дает 900 т. ш. от квартиры ценой в миллион и сразу после этого рынок падает и цена доходит например до 850 т. ш. получается ситуация при которой в случае неплатежа со стороны заемщика, банк теряет не только всю прибыль (которую можно получить штрафами) но и даже «свои» деньги которые он дал в займы. Дело в том, что квартира будет продаваться по сбыточной цене которая может быть даже 750 т. ш.
В то время появилась компания EMI которая страховала на сумму разницы между разрешенным процентом кредитования и нужной заемщику суммой. Причем стоило это недёшево, и оплата тоже закладывалась в сумму ипотеки.
Таким образом, заемщик мог брать ипотеку в размере почти 90% кредитования. Не достающие 10%-15% он брал по средством страхования (сумма платежа в десятки тысяч входила в эти 10%-15%).
В октябре 2012, банк Израиля опасаясь Американского сценария обвала цен, запретил коммерческим банкам выдавать свыше 75% кредитования. При этом он ограничил тех, кто улучшает жилищные условия до 70% кредитования, а инвесторов и берущих ссуду по средством ипотеки до 50% кредитования. Компания EMI согласно новому постановлению тоже попала под запрет.
С тех пор, банки больше не выдают кредитования свыше 75%. Даже в программе цена для новосела, 90% кредитования идет от цены покупки, при то что от рыночной цены процент кредитования не превышает 75%.
История с законом 90% кредитования
Два года спустя – в 2014, бывшая фото модель Орли Леви Абукасис подала законопроект согласно которому нужно разрешить 90% кредитования. Но она пошла еще дальше и предложила, чтобы страхование риска оплачивал налогоплательщик. То есть она хотела превратить нас с вами в компанию EMI.
Тогда ее законопроект высмеяли. Цены росли, покупателей было валом и никому не нужны было поднимать спрос еще больше. Тем более делать это за счет налогоплательщика.
Что изменилось с тех пор? Да много чего. Во-первых, Кахлон вышел со своей программой цена для новосела. Про которую вряд ли можно сказать что-то хорошее, но это тема для отдельной статьи.
Ну а во-вторых похоже цены достигли пика, и мы на верном пути к обвалу рынка недвижимости. И вот в этом и кроется самое интересное.
Если в 2014 году, законопроект 90% ипотеки поднял бы цены еще выше, что никому не нужно было, сегодня такое законопроект может удержать рынок недвижимости от падения по крайней мере до выборов в ноябре 2019.
Полагаю именно поэтому несколько дней назад Кахлон (минфин) и Эли Коэен (министр экономики) предложили законопроект который 4 года назад предложила Леви Абукасис. Разница лишь в том, что их законопроект ограничивается ценой квартиры в 1,3 миллиона.
Кахлон при этом выигрывает дважды: Во-первых, запишет себе предвыборные очки. Ну а во-вторых при нем не случится обвал цен, который может повлечь за собой кризис в экономике всей страны.
Я полагаю, что риск обвала цен пугает не только Кахлона. Именно поэтому «правая» коалиция может принять законопроект. В то время как левые скорее всего автоматом проголосуют за него (ведь это «социальный» шаг). Хотя может быть такой сценарий при котором, левые нарочно проголосуют против.
Чем так плох закон и кому он выгоден?
Чем же так плох законопроект? Ведь он же дает людям возможность купить свое жилье. Вот на мой взгляд его основные возможные риски:
- Поднимет цены на недвижимость (особенно на периферии где квартиры стоят ниже 1,3 миллиона)
- Превратит покупателей недвижимости, не умеющих сберегать в заложников банков. Более того, подвергнет их риску изъятия квартиры и банкротства.
- Превратит налогоплательщиков в гарантов людей, не умеющих сберегать
- Превратит будущий обвал цен в более болезненный для всей экономики Израиля и ее граждан
С другой стороны, это даст правительству достойно выйти из игры в нынешней каденции, так как отсрочит кризис (может даже до выборов). И даст банкам, строительным подрядчикам и др. участникам рынка недвижимости со стороны предложения время уладить свои проблемы.
В случае с подрядчиками, это может помочь им продать построенные новые квартиры спрос на которые сильно упал.
С другой стороны этому шагу может воспротивится банк Израиля. Дело в том, что наш ЦБ, начал политику поддержания ликвидности банков. В последнем отчете он очень осторожно и замаскировано об этом сообщил — гордо заявив что ликвидность поднялась на 2%. Новый спрос на деньги может сломать его планы.
Если просто о сложном – этот законопроект на мой взгляд жизненно необходим многим политикам нынешней коалиции. Но заплатят за это как обычно простые граждане.
Будем следить за развитием событий.