Меню Закрыть

Зарождение культуры потребления и ее современное лицо

В начале 20 века, великий экономист и представитель Австрийской экономической школы (АЭШ) Бём Баверк, написал книгу в которой описал процесс повышения уровни жизни общества.  Тезис книги довольно простой — уровень жизни повышается, тогда, когда растёт количество капитала. Причем рост капитала возможен только путем сбережений. В книге показан пример Робинзона Крузо. Он запасается ягодами чтобы использовать время для создания палки собирания ягод и увеличить урожай.



Позднее в 30-х годах, в условиях кризиса никто не хотел снижать уровень жизни. И тогда лорд Кейс придумал другой способ «повышения благосостояния» — расходы за счет долгов.  Теория Кейнса (Кейнсианство) положила начало кредитной экономике и культуре потребления. Эта теория хозяйничает в мире до сих пор и активно поощряется правительствами разных стран.



 

Кейнсианство и культура потребления

Смысл теории простой – чем больше мы тратим, тем больше мы зарабатываем. То, что этот тезис напрочь лишен логики никому до сих пор не мешало. В конечном итоге эта теория обратна теории Бём Баверка. Она показывает, как можно проедать капитал вместо того чтобы его накапливать. Ведь бережливость Кейнс назвал врагом номер 1. Он был уверен что – «Чем больше мы откладываем на чёрный день, тем быстрее он наступит».

В Советском союзе главенствовал Марксизм, поэтому при социализме, Кейнсианство с его потребительской культурой было не в моде. Зато в Советском союзе подавлялась другая составляющая благосостояния — предпринимательство. Об этом позже говорили другие представители АЭШ, Мизес, Кирцнер, Де сото.

Что же говорит Кейнс? Что сбережения — это плохо, а расходы — это хорошо, и они могут быть за счет долгов.  Это положило начало кредитной экономике и раздуванию государственного долга.  Периодически такая политика заканчивается кризисами и рецессиями.  Но в период бума и подъёма экономики на долгах никто не думает о часе расплаты. Никто не думает и о том, что долги нужно будет все-таки когда-нибудь возвращать.  Более того, мало кто понимает, что вернуть долги можно только путем сбережений.

В то же самое время, центральные банки всячески увеличивают денежную массу, превращая сбережения в невыгодно дело, а долги в наоборот выгодное.  Это делается посредством инфляции и снижением процентных ставок. В таких условиях быть должником намного выгоднее чем быть, тем, кто сберегает. Бережливые потребители борются с этим явлением, избавляясь от денег. Одни делают это путем вложения в реальные активы такие как недвижимость и бизнесы. Другие вкладывают в финансовые, такие как акции и облигации. Ну а третьи вкладывают в личный капитал — повышают квалификацию, вкладывают в своих детей, развивают отношения с окружающими (связи) и повышают репутацию.



Адепты культуры потребления против скупердяев

Адепты культуры потребления покупают потребительские блага не приносящие дохода (дорогие вещи, машины, поездки).  Они живут на широкую ногу за счет денег, которые ещё не заработали.  Их девиз работать много и тяжело и жить лучше соседа! В то же время, они не любят скупердяев. Ведь скупердяи обычно наслаждаются жизнью лучше, чем они. Более того, скупердяи живут за счет денег, которые уже заработали и сберегли и не зависят от банков как адепты культуры потребления.

Часто адепты культуры потребления не понимают, что повышение уровня жизни у «скупердяев» происходит гораздо быстрее чем у них. И что те самые скупердяи не только получают от жизни больше, но и работают для этого меньше и при этом финансово защищены.

Ведь эти скупердяи понимают то, что не доступно для понимания адептам потребительской культуры.  А именно, что потакание сиюминутным прихотям приводит к сиюминутному удовлетворению, но не делает человека счастливым. Напротив, такие люди становятся нервными и зависимыми, так как не могут себе отказать в удовольствии даже тогда, когда не могут себе этого позволить.

Их цели в жизни сводятся к принципу получения максимального сиюминутного удовольствия и для достижения этой цели они готовы тяжело работать чтобы оплатить это самое удовольствие.  Конечно же те страдания, которые они при этом испытывают, изнуряя себя работой и лишая себя спокойствия финансовой стабильности, не стоят тех сиюминутным удовольствий, которые они получают взамен.  Но это доступно для понимания лишь частично.

Время от времени они понимают, что уделяют слишком мало времени своим родным и близким включая детей.  Они обнаруживают что у них не всегда остаётся время для себя.  И они с ужасом обнаруживают, что завтрашний день может обернуться для них катастрофой.  Все эти мысли мелькают иногда, но забываются сразу после получения очередной дозы удовольствия. Ведь покупка очередной ненужной вещи, убеждает их что они не так несчастны как думали.

Они уверены, что отказывать себе в чем-то вредно. И готовы пропахать еще лишний месяц чтобы купить какую-то хрень, которая надоест им через пару дней. Не говоря уже о том, что готовы пропахать дополнительную неделю чтобы оплатить проценты, которые заплатят за то, что купили эту хрень в долг.

Конечно людям не подверженным потребительской культуре, в большинстве случаев эти страхи и проблемы чужды.  Они могут в начале пути позволить себе работать тяжело для того чтобы сберегать больше. Но после вложения сбережений в активы, необходимость работать тяжело, отпадает. Ведь когда у людей хорошая работа, своя квартира, своя машина, сбережения и другие активы, они не только зарабатывают много, но и могут позволить себе больше.

Им не нужно платить ипотеку или съем, не нужно выплачивать кредиты и не нужно трудится в поте лица чтобы помогать детям и жить хорошо.  А это и есть капитал, который можно создать только сбережениями.  В конечном итоге это именно то, что не доступно тем кто не любит скупердяев.



Современное лицо культуры потребления

Каждый решает для себя сам, какой стиль жизни подходит ему больше. Некоторые предпочитают жить хорошо сегодня, не заботясь о том как будут жить завтра. В какой то момент это завтра наступает и тогда приходится работать очень тяжело чтобы оплатить свои гуляния вчера.

Другие наоборот, предпочитают жить в меру сегодня, чтобы жить хорошо завтра. Такой подход отвергает культуру потребления и видит в сбережениях благо. В конечном итоге, это позволяет им догнать и перегнать адептов культуры потребления, прилагая при этом намного меньше усилий.

Тем не менее, адептов культуры потребления больше и они активно поощряются правительством. Именно поэтому вместо слова бережливый я использовал слово скупердяй.  Ведь бережливый человек имеет сегодня негативное значение.

Так или иначе — познавших дзен бережливости не любят не только потому что они не соответствуют моде. Ведь скупердяй муравей, только в сказке положительный герой (в отличии от стрекозы).

Заметили ошибку в тексте? Выделите текст мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Будьте со мной на связи через Фэйсбук! Ставьте лайк странице и подписывайтесь на обновления!
Опубликовано вБлагополучие, Либерализм, Экономика

Добавить комментарий

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: